Патриотизм, профилактика экстремизма и развитие межнациональных отношений
Патриотическое воспитание студентов Новороссийского института (филиала) АНО ВО МГЭУ
Патриотическое воспитание является в настоящее время основной стратегией образования, так как подрастающее поколение России, молодёжь оказались самой незащищённой в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Молодежь стала дезорганизована, подвержена влиянию экстремизма, разрушающего традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур других народов. В связи с этим возникает объективная потребность современного общества в выпускниках вузов с высоким уровнем патриотизма.
Мы рассматриваем патриотизм как интегративное качество в структуре направленности личности. В свою очередь, направленность выступает как системообразующее свойство, в котором выражаются цели, для осуществления которых действует личность, ее мотивы и ценности, ее отношения к различным сторонам действительности.
В Новороссийском институте (филиале) МГЭУ действует система патриотического воспитания как составная часть работы формирования социокультурной среды вуза. Система патриотического воспитания включает в себя следующие компоненты.
1. Экзистенционально-мотивационный компонент, предполагающий формирование у студентов патриотических ценностей, мотивов патриотического самовыражения.
2. Когнитивный компонент, реализация которого предполагает:
- знания и представления у студентов о том, что такое патриотизм и патриотическое поведение;
- отличие истинного патриотизма от квазипатриотизма (шовинизма, национализма);
- знание истории и своеобразия культуры своего отечества, места проживания, семьи;
- знание знаменательных событий и достижений своей страны, которые достойны гордости;
- знание истории и культуры других народов (корсскультурный патриотизм).
2. Организационный компонент, предполагающий разнообразие форм и методов патриотического воспитания, наиболее эффективных в условиях Новороссийского института (филиала) МГЭУ.
Имплицитно патриотическое воспитание проходит через разные формы образования в филиале, но можно сказать, что в основном по четырём направлениям: формирование патриотических качеств в единстве обучения, воспитания и общественного опыта; формирование патриотической идентификации молодёжи; формирование патриотизма как интегративного качества личности; воспитание патриотизма в разнообразных видах деятельности, прежде всего профессиональной. Процесс патриотического воспитания является не обособленной категорией образовательного процесса, а есть его неотъемлемая часть и основа.
Новороссийский институт (филиал) МГЭУ имеет достаточно большой опыт патриотического воспитания студенчества. Условия реализации этого направления воспитания благоприятны тем, что Новороссийск – город–герой с богатой историей и патриотическими традициями. Эта работа ведётся как на внутривузовском уровне, так и в сотрудничестве с административными и общественными организациями города.
Студенты филиала – активные участники городских патриотических акций, таких как «Бескозырка», «Георгиевская лента», «Бессмертный полк», «Письмо Победы» и др. Традиционными стали встречи студентов с ветеранами Великой Отечественной войны, оказание им социально-психологической помощи. Ежегодно проводятся фотовыставки студентов и конкурсы творческих работ, посвящённых Великой Победе, Дню города, Дню матери.
Патриотическое воспитание осуществляется и в научной деятельности студентов. Они – активные участники краевых и городских научно-практических конференций по проблемам воспитания у молодёжи патриотизма и профилактике терроризма и экстремизма. В марте этого года в филиале состоялся круглый стол «Социально-психологические факторы экстремизма и терроризма и способы их профилактики», на котором студенты разных направлений обучения, а так же приглашённый гость - ветеран краевого подразделения «Альфа» обсуждали проблемы заявленной темы.
В филиале работает студенческий научный кружок «Перспектива» кафедры общеюридических и гуманитарных дисциплин. Руководитель кружка доцент, кандидат философских наук А.И.Дзёма обсуждает со студентами проблемы жизненных смыслов молодёжи, социально-философского понимания духовности, патриотизма и гражданственности .
Интерактивные формы воспитательной работы наиболее привлекательны для студенческой молодёжи. Так, в прошлом году заместителем директора по воспитательной работе М.А.Писаревской и членами студсовета при поддержке Управления образования и Управления культуры г.Новороссийска были разработаны и проведены квест-игры патриотической направленности. Квест «Город-герой, именем России наречённый» прошёл накануне 70-летия Великой Победы, а квест «История литературы и кино в Новороссийске» был посвящён годам литературы и кинематографа в России (2015-2016г.г.) и состоялся в декабре 2015 года. Участниками квестов стали старшеклассники г. Новороссийска, а разработчиками и организаторами – студенты Новороссийского института (филиала) МГЭУ.